Болезнь Кенига (рассекающий остеохондрит)

Болезнь Кенига (отсекающий остеохондрит) — это ограниченный асептический некроз участка кости, который располагается в близости от суставного хряща. Участок хряща, покрывающий кости, постепенно отслаивался и возможно даже полностью отделяется от кости. Тогда происходит омертвление участка кости под суставным хрящом, в котором нарушилось кровообращение. Причина болезни до сих пор до конца не изучена, считается что к некрозу приводит именно нарушение кровообращения в ветвях средней коленной артерии. Хотя некоторые считают, что болезнь может возникнуть на фоне хронической травмы коленного сустава. Чаще всего болезнь присуща молодым пациентам возраста 20-25 лет, встречается также у детей и подростков. Сначала пациент ощущает умеренную ноющую боль в колено, но при физнагрузке боль усиливается. При прощупывании боль ощущается в области внутренней поверхности коленного сустава.

Для постановки диагноза рассекающего остеохондрита коленного сустава используется рентгенологический метод обследования. Рентген дает представление не только о самом диагнозе, по снимкам можно уточнить и стадию заболевания. После обследования также можно обнаружить так называемую нишу с кусочком костной ткани (секвестром) во внутренней мыщелке бедра, прилежащей к коленному суставу. Болезнь прогрессирует, секвестр выпадает в полость сустава. Появляется «суставная мышь», которая свободно перемещается в полости сустава вызывая частые блокады, воспаление внутренней оболочки сустава – синовита, с выделением (выпотом) воспалительной жидкости в полость сустава. Боли в коленном суставе усиливаются. Сустав увеличивается в размерах за счет воспалительного выпота.

Для болезни характерно четыре стадии заболевания. На начальной стадии хрящ в месте поражения становится мягче, но четких границ он не имеет. При второй стадии границы становятся четкими, хрящ по-прежнему неподвижен. При третьей стадии участок хряща сдвигается на несколько миллиметров относительно подлежащей кости, но по-прежнему связан с ним. Четвертая стадия характеризуется тем, что фрагмент хряща и субхондральной кости полностью отслаивается и начинает свободно перемещаться в полости сустава.

Проявление болезни на разных стадиях характеризуется разными симптомами. Все зависит от стадии и локализации заболевания. На начальном этапе возникает тупая, ноющая боль, которая при нагрузке усиливается. В суставе возникает выпот. Врач ставит диагноз — синовит. Если болезнь Кёнига поражает надколенник, то боль преимущественно расположена в переднем отделе коленного сустава, под коленной чашечкой.

Лечение болезни Кенига также зависит от стадии заболевания. Консервативное лечение с назначением сосудистых препаратов, препаратов улучшающих питание и восстановление суставного хряща, физиотерапии и исключения физической нагрузки на сустав дает эффект только у детей и подростков, чаще всего такая терапия остается неэффективной. У взрослых, как правило, сразу применяют оперативное вмешательство. Полость сустава вскрывают, суставную мышь удаляют и производят пластику дефекта ткани внутреннего мыщелка бедра. Однозначно оперируют в тех случаях, если подвижность фрагмента сохраняется на фоне консервативного лечения, на ренгеновском снимке изменения усиливаются, при полном или почти полном закрытии эпифизарных зон роста.

Вариант хирургического лечения определяется стадией заболевания. Принципиально есть два варианта: фиксировать фрагмент обратно и удалить его, а в месте, откуда он отделился, выполнить хондропластику, т.е. попытку восстановления хряща. К хондропластике относятся: туннелизация, мозаичная хондропластика, надкостничные трансплантаты, системы хондрогайд и их аналоги.

При несвоевременном лечение возможны осложнения, главное из которых — артроз коленного сустава.