Остеоартроз (артроз, гонартроз) коленного сустава

Артроз коленного сустава – заболевание, при котором происходит деформация суставного хряща, что приводит к боли, тугоподвижности и снижению амплитуды движений в суставе. Иногда это заболевание также называют гонартрозом. У молодых людей эта патология появляется в основном вследствие перенесенной травмы колена, но чаще всего заболевание возникает у людей среднего и пожилого возраста. Из-за изнашивания суставных поверхностей патологию еще называют деформирующим остеоартрозом. первая степень заболевания поддается консервативному лечению, и результат тем эффективнее, чем раньше начинаются восстановительные процедуры. А вот 2 и 3 стадия заболевания сопровождается уже более характерными проявлениями. Запущенные формы проявляются сковыванием движений и изменением хрящевой структуры сустава. Эти стадии патологии требует принятия наиболее кардинальных мер.

Коленный сустав может поражаться и в результате воспалительных заболеваний (артритов), таких как ревматоидный артрит и других, в том числе и аутоиммунной природы. Диспластический артроз – еще одна форма заболевания, которая возникает если коленный сустав не развился, как положено. Артроз также может возникнуть в результате остеонекроза (асептического или аваскулярного некроза), который характеризуется омертвением части костной ткани.

В основе обменных заболеваний коленного сустава при артрозе (остеоартрозе, гонартрозе) лежат самые различные нарушения обмена веществ. Из-за системных сбоев появляются изменения биохимических реакций. Хрящевая ткань дегенерирует, местами разрушается, в ней откладываются соли, может скапливаться выпот. Структура хряща соответственно может меняться, впрочем, как и поверхность воспалённого коленного сустава.

Для уточнения диагноза врачу как правило требуется осмотр пациента, рентген, МРТ, КТ коленного сустава.

Как отмечалось ранее, в зависимости от степени заболевания применяют разные тактики лечения: медикаментозную терапию (НПВС, анальгетики, гормоны), блокады, пункцию коленного сустава для удаления скопившегося выпота, мануальную и физио терапии (мышечная и суставная техника), а также оперативное лечение.

В тяжёлых случаях при разрыве связок (крестообразная) и мениска при артрозе (остеоартрозе, гонартрозе) применяют артроскопическую операцию по устранению возникшего дефекта.

Если консервативное и другое лечение не помогло, сустав заменяют на искусственный. Такое вмешательство называется эндопротезированием коленного сустава. При этом искусственный сустав в точности повторяет «родной». Пациент с установленным протезом способен выполнять те же движения коленного сустава, что и до операции.

Во время операции по тотальному (полному) эндопротезированию коленного сустава поврежденные суставные поверхности заменяют биосовместимыми конструкциями, обеспечивающими плавное и безболезненное движение в суставе.