Повреждение акромиально-ключичного сочленения

Повреждение акромиального-ключичного сочленения(АКС) – достаточно частая травма. Чаще всего она возникает при падении на область плечевого сустава. Так как у ключицы два конца (акромиальный и грудинный) то и вывихи могут быть как акромиального, так и грудинного конца. Но чаще бывают вывихи именно акромиального конца. Это происходит при полном или частичном разрыве связок удерживающие АКС.

I тип – повреждения не сопровождающиеся смещением ключицы;

II тип – подвывих ключицы (разрыв акромиально-ключичных связок без повреждения клювовидно-ключичных);

III тип – вывих ключицы (разрыв акромиально-ключичных и клювовидно-ключичных связок;

IV тип – вывих ключицы со смещением кзади (разрыв акромиально-ключичных и клювовидно-ключичных связок с отрывом волокон трапециевидной мышцы от акромиального конца ключицы);

V тип – вывих ключицы со значительным смещением кверху (разрыв акромиально-ключичных и клювовидно-ключичных связок с отрывом сухожильных волокон трапециевидной и дельтовидной мышц от дистальной части ключицы);

VI тип — разрыв акромиально-ключичных и клювовидно-ключичных связок и смещение ключицы ниже клювовидного отростка.

Чаще всего встречаются первые три типы вывиха, они составляют 95% всех вывихов акромиального конца ключицы, а остальные варианты крайне редки.

Главный симптом, который может свидетельствовать о повреждении, боль в надплечье. Если вывих полный – то ключица выпирает, и, в некоторых случаях, удается выявить симптом клавиши пианино: при нажатии на ключицу она вправляется на вместо (опускается вниз), но если прекратить давление она тотчас вывихнется снова. Отсутствие симптома клавиши не означает, что с ключицей все в порядке.

Если произошел вывих акромиального конца ключицы, пациент не может поднять руку выше 90градусов или отвести ее в сторону.

Вокруг ключицы возникает гематома. В течение нескольких дней или даже недель этот синяк может увеличиваться в размерах и «сползать» вниз. Бывает так, что боль в течение нескольких дней затихает, но лучше обратится к врачу незамедлительно.

Иногда диагноз можно выставит на осмотре, но золотой стандарт диагностики в заболевании — рентген. В сомнительных случаях иногда выполняют функциональную рентгенографию с отягощением – в руку берут груз, который оттягивает ее вниз и вывих становится более очевидным.

Консервативное лечение показано только при неполных вывихах (подвывихах). При третьем типе вывиха, когда ключица полностью вышла вверх, необходимо подумать об операции. Если не оперировать, боль уйдет, а гематома рассосётся, но могут возникнуть боль при физнагрузке, снижение силы руки, ограничения в отведении руки и другие неприятные последствия. Полное восстановление при полном вывихе акромиального конца ключицы (3,4,5 и 6 типы вывихов) возможно только при оперативном лечении, в ходе которого ключицу вправляют и фиксируют ее. Причем чем более ранним будет оперативное лечение, тем лучше результат.

вывих ключицы