Привычный вывих плеча (привычный вывих плечевого сустава)

Вывих плеча — самая распространенная травма у человека. Плечевой сустав — самый подвижный в теле. Его анатомия такова, что позволяет осуществлять любые движения во всех плоскостях. Из-за травмы головка плечевой кости может выйти из сочленения с суставной впадиной и тогда происходит вывих. И вправлять его может только специалист и только в условиях стационара! Очень часто после первого вывиха бывают рецидивы. Как правило происходит это из-за того, что структуры, удерживающие плечевой сустав, не выполняют свою функцию в достаточной мере. И если вывих случился дважды, то есть большая вероятность того, что он произойдет и в третий, и в четвертый раз. Возникает состояние, которое называется привычный вывих или хроническая нестабильность плечевого сустава. Иногда вывихи происходят чуть ли не каждый день и даже при незначительных движениях в плечевом суставе. Число вывихов может превышает несколько десятков. Опасность состоит в том, что каждый повторный вывих все больше разрушает стабилизирующий аппарат плечевого сустава и головку плечевой кости. Стабилизировать плечевой сустав при помощи физических нагрузок- невозможно. Мышцы нормально работают лишь при целой и неповрежденной капсуле сустава, а если она повреждена, то сустав не стабилизируется.

Анатомически привычный вывих представляет собой повреждение Банкарта — отрыв передней хрящевой губы суставной впадины с капсулой и глено-хуморальными связками с образованием выпячивания (избытка) капсулы, и повреждение Хилл-Сакса — реверсивный компрессионный перелом (вдавление) на головке плечевой кости.

К причинам возникновения привычного вывиха относят:

• тяжелый первичный вывих, сопровождающийся значительным повреждением капсулы сустава, окружающих сустав сухожилий, связок и мышц;
  • дефект суставной поверхности, возникший во время первичного вывиха (например, при сдавлении головки плечевой кости краем суставной впадины);
  • отсутствие иммобилизации, недостаточная иммобилизация или ее преждевременное прекращение;
  • чрезмерные физические нагрузки в реабилитационном периоде после травмы; позднее обращение за медицинской помощью.

Если неприятности все же случились, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту. Золотым стандартом при выборе тактики лечения этого состояния является артроскопия плечевого сустава. Бывают некоторые виды нестабильности плеча, которые предполагают только открытые методики коррекции (в основном, это старые повреждения с большим костным дефектом суставной впадины или головки плеча), но и в этих случаях необходимо выполнить в начале вмешательства диагностическую артроскопию.

Преимущества артроскопической стабилизации плечевого сустава:

• отсутствие разреза (операцию выполняют из 2 -3 проколов кожи по 1 см),
  • нет повреждения мышц и сухожилий при операционном доступе к суставу (при открытой методике отсекается сухожилие подлопаточной мышцы),
  • малотравматичность операции,
  • возможность детальной диагностики и точной коррекции внутрисуставных повреждений,
  • восстанавливается анатомия сустава (то есть так, как было до разрыва)

В послеоперационном периоде рука фиксируется на шине в положении небольшого отведения на 4-6 недель. К 10 неделям разрешают движения без ограничения объема, но без нагрузки. Спортивные нагрузки и тяжелый физический труд разрешают через полгода с момента операции.

Проиграть видео