Травмы коленного сустава

Коленный сустав – самый сложный сустав человека. Ввиду целого ряда причин коленный сустав травмируется чаще, чем другие суставы. Многие травмы коленного сустава могут лечиться консервативно, т.е. без операции, а при других травмах приходится выполнять операцию.

К основным травмам коленного сустава можно отнести: травма менисков, повреждение связочного аппарата крестообразных связок, внутрисуставные переломы костей, к которым относятся переломы мыщелков бедра или большеберцовой кости и межмыщелкового возвышения большеберцовой кости, перелом надколенника и кровоизлияние (гемоартроз). Стоит помнить о том, что могут быть и комбинации повреждений – например разрыв передней крестообразной связки может сочетаться с разрывом мениска!

Причинами этих травм чаще всего становятся удар коленом, приземление на прямые ноги при прыжке с высоты и превышение физиологических границ обычных движений (чаще чрезмерное распрямление ноги в коленном суставе). Любые повреждения коленного сустава сопровождаются кровоизлиянием в сустав, отеком, припухлостью, болью, так называемым разбалтыванием надколенника, а при переломе — его раздвоением.

Распространенность травм менисков

Среди внутренних повреждений коленного сустава повреждения мениска занимают первое место. Исходя из медицинской статистики, повреждения менисков чаще всего происходит у спортсменов и лиц выполняющих физический труда в возрасте от 18 до 40 лет. Повреждение менисков у мужчин встречается чаще, чем у женщин. У детей моложе 14 лет разрыв мениска в силу анатомофизиологических особенностей происходит сравнительно редко.

Разрыв крестообразных связок

Разрыв передней крестообразной связки может произойти в результате прямого удара по коленному суставу, а также по бедру или голени. Разрыв передней крестообразной связки может произойти и в результате чрезмерного разгибания колена (гиперэкстензии). Гиперэкстензия может быть вызвана как прямым ударом по колену спереди, так и ударом по дистальной части голени. Также к контактным механизмам относится удар под колено сзади, из-за которого голень смещается вперед относительно бедра и происходит разрыв передней крестообразной связки. Контактные механизмы травмы по частоте значительно уступают неконтактным.

Лечение травм коленного сустава

Первая помощь при травмах коленного сустава заключается в соблюдении четырех простых правил:

Покой. Не нагружайте коленный сустав, а по возможности до установки точного диагноза используйте трость или даже лучше костыли.

Холод. Прикладывание пакета с чем-нибудь холодным 6-8 раз в день по 15-20 минут в первые двое суток после травмы позволит уменьшить боль в коленях и отек.

Эластичная повязка. Колено после травмы полезно обмотать эластичным бинтом, слегка сдавив его. Важно не переусердствовать в натяжении эластичного бинта – повязка не должна быть болезненной!

Возвышенное положение. Постарайтесь как можно меньше опускать ногу вниз, лучше всего, если вы положите ногу на подушку. Это также уменьшит боль и отек.

При значительной деформации коленного сустава, возникшей сразу после травмы, немедленно обратитесь к травматологу – так как это может быть и вывих коленного сустава. Это состояние встречается крайне редко, но оно очень опасно, так как вывихнутая голень давит на сосуды и нервы. Последствия этой травмы могут быть весьма плачевными – вывих нужно вправить немедленно, и чем скорее, тем лучше. Не пытайтесь вправить вывих голени самостоятельно.

Не откладывайте визит к травматологу, особенно если:

• При движениях в коленном суставе появились болезненные щелчки
  • Колено стало неуверенным, неустойчивым, голень как будто бы выскальзывает, или нога подкашивается
  • Боль не проходит
  • Невозможно подвигать коленом, или движения чем-то ограничены (что-то мешает)
  • Появилась хромота
  • Колено отекло