Болезни коленного сустава

Коленный сустав – самый сложный сустав человека. Причинами боли в колене могут быть не только травмы колена, но и болезни коленного сустава, заболевания коленного сустава.

Все заболевания коленного сустава и околосуставных тканей делятся на две большие группы — воспалительные и обменные (не считая травмы коленного сустава). Возможные заболевания и индивидуальные особенности строения коленного сустава:

Артроз коленного сустава (гонартроз), в структуру которого входят:

• Артроз бедренно-большеберцового сочленения и хондромаляция мыщелков бедренной и большеберцовой костей;
  • Артроз бедренно-надколенникового сочленения и хондромаляция надколенника;
  • Дегенеративные разрывы и заболевания менисков (менископатия, кисты менисков);
  • Киста Бейкера;
  • Вывихи надколенника, привычный вывих надколенника (хроническая нестабильность надколенника);
  • Наклон и подвывих надколенника, дисплазия мыщелков бедренной кости;
  • Тендинит связки надколенника;
  • Болезнь Кёнига (рассекающий остеохондрит);
  • Свободные внутрисуставные тела коленного сустава, хондроматоз коленного сустава;
  • Синдром «плики» коленного сустава;
  • Синдром подвздошно-большеберцового тракта;
  • Бурситы в области коленного сустава;
  • Болезнь Осгуд-Шляттера;
  • Подколенная тенопатия и тенопатия двуглавой мышцы бедра;

Остеоартроз (артроз, гонартроз) коленного сустава — это дистрофический процесс, в основе которого лежит дегенерация суставного хряща с последующим изменением костных суставных поверхностей, развитием краевых остеофитов, что приводит к деформации и нарушению движения в коленном суставе. Все заболевания коленного сустава и околосуставных тканей делятся на две большие группы — воспалительные и обменные (не считая травмы коленного сустава). Анатомия коленного сустава в норме (связки, мениск, суставной хрящ). В основе их лежит аутоиммунная воспалительная реакция, развивающаяся в коленном суставе и тканях, окружающих коленный сустав. Это значит, что иммунитет, призванный охранять наш организм от инфекций, опухолей и некоторых других заболеваний, ведет себя неадекватно — он «атакует» наш собственный коленный сустав (слово «аутоиммунный» можно расшифровать как иммунитет, направленный против себя).

Болезнь Кенига или отсекающий остеохондроз внутреннего мыщелка бедра – это состояние при котором возникает ограниченный участок некроза суставного хряща и прилежащей к нему костной ткани в области внутреннего мыщелка бедра. Причина этой болезни до конца не изучена. Считается, что к некрозу приводит нарушение кровообращения в ветвях средней коленной артерии. Другая точка зрения связывает это заболевание с хронической травмой коленного сустава. Болеют преимущественно молодые люди 20-25 лет. В начале у пациента возникает умеренная ноющая боль в области коленного сустава. Боль усиливается при физической нагрузке и после нее. При прощупывании боль ощущается в области внутренней поверхности коленного сустава.

Киста Бейкера или киста подколенной ямки – это результат воспалительного процесса слизистых межсухожильных сумок между сухожилиями средней головки икроножной и полуперепончатой мышц. Такие межсухожильные слизистые сумки являются вариантом развития и существуют у половины здоровых людей. Заболевание развивается только тогда, когда в этих сумках развивается воспалительный процесс, сопровождающийся увеличением сумок в размерах, болью и нарушением движений в коленных суставах. Причиной развития воспаления являются воспалительные заболевания самого коленного сустава. Слизистые сухожильные сумки имеют связь с полостью коленного сустава через узкое щелевидное отверстие. При воспалениях внутренней оболочки коленного сустава воспалительная жидкость из полости сустава попадает в сумку, накапливается там и вызывает развитие заболевания. Особенно часто воспаление сумок возникает при заболеваниях менисков коленного сустава.

Не откладывайте визит к травматологу, особенно если:

• При движениях в коленном суставе появились болезненные щелчки
  • Колено стало неуверенным, неустойчивым, голень как будто бы выскальзывает, или нога подкашивается
  • Боль в колене не проходит
  • Невозможно подвигать коленом, или движения чем-то ограничены (что-то мешает)
  • Появилась хромота
  • Колено болит и отекло